Я на связи! Звоните, пишите.
Telegram WhatsApp Vkontakte Messenger Mail Phone
 
Блог · Менеджмент

Корпоративная культура

Это словосочетание обросло мифами и предубеждениями, мало кто знает, что это такое, ещё меньше людей понимают, зачем это нужно.
Что такое корпоративная культура?

Корпоративная культура — это обычный стиль поведения в компании. Это система факторов, определяющих каждый шаг и действие любого сотрудника. В нее входят, в первую очередь, система ценностей, нормы поведения, верования и убеждения. Кроме этого являются общими для всех и такие элементы, как традиции, герои, легенды, символы, праздники, ритуалы, язык.

Почему для каждой компании так важно управлять корпоративной культурой?

Потому что корпоративная культура определяет нормальное поведение каждого сотрудника. Если нормой для вас является чистить зубы по утрам и здороваться, приходя на работу, вышестоящему руководству не нужно прилагать никаких усилий, чтобы вы по утрам чистили зубы или здоровались. Не нужно это стимулировать. Нет необходимости контролировать.

В то же время, если руководство посчитает такое ваше поведение «ненужным и невыгодным», как вы думаете, легко ли ему будет это поведение изменить?
Именно поэтому каждому бизнесу важно сформировать и поддерживать именно ту культуру, которая выгодна для бизнеса.

Что важно понимать про культуру компании:

— Корпоративная культура — это не то, что можно «внедрить, придумать, сделать» — это то, что у вас уже есть. Можно лишь записать (вербализовать) и начать придавать этому значение.
— Правила поведения, принятые в определенном коллективе — это и есть отражение культуры. Чем больше людей ведут себя определенным образом, тем более очевидно для остальных становится наличие культуры.
— Если руководство поддерживает и разделяет, то и сотрудники автоматически поддерживают и разделяют. Если руководство демонстрирует своим поведением, то для сотрудников это становится естественным, само собой разумеющимся и нормальным поведением.
— Если руководитель поступает вразрез с общими убеждениями — это вызывает большой резонанс и всплеск недоверия сотрудников к своему работодателю.
— Если вы заметили, что кто-то из сотрудников «не поддерживает», то не нужно акцентировать на этом внимание. Акцентировать внимание нужно на важном, на положительных примерах. Самой лучшей реакцией на отличающееся поведение будет искреннее удивление и недоумение со стороны руководителя.
Советуются со своими людьми. Менеджмент принимает решения не только исходя из исследований, трендов и прочего, а просто спрашивают сотрудников, например "Вы хотите бонус или увеличенный оклад?"
Далее расскажу об одной компании с очень сильной внутренней культурой. Угадаете о какой?
Если задать людям неожиданно вопрос «В какой компании все хотят работать?», ответом чаще всего звучит волшебное слово Google.

Главная цель отдела по персоналу Google — это создание атмосферы счастья. Звучит совершенно утопично, но они знают, что делают.
Например:

1) Используют научный подход. HR офис похож больше на лабораторию, в которой изучают потребности сотрудников, их реакцию на льготы и бонусы и на то, что действительно повышает эффективность работы. Привлекают социологов, психологов и других учёных.
2) Советуются со своими людьми. Менеджмент принимает решения не только исходя из исследований, трендов и прочего, а просто спрашивают сотрудников, например «Вы хотите бонус или увеличенный оклад?»
3) Иногда идут вразрез с общепринятыми трудовыми правилами. Например, в Америке женщинам полагается отпуск по уходу за ребенком сроком 12 недель. В Google заметили, что их сотрудницы женского полы уходят из компании, так как им недостаточно этого времени. И они приняли решение об оплачиваемом 5-месячном отпуске для всех матерей и 7 недель для отцов.
4) Учитывают неочевидные моменты. Например, согласно исследованиям диетологов, людям полезнее есть с тарелок меньшего диаметра, это делает питание более здоровым и сбалансированным. А здоровый сотрудник — счастливый сотрудник. И Google заменили все тарелки во всех столовых компании по миру на 20 см в диаметре, вместо 30 см.

И это не говоря про всем известные лучшие офисы в мире — комнаты для отдыха, массажные кабинеты, тренажерные залы.
А еще передовой менеджмент, основанный на доверии, — гибкий график, развитие компетенций, интересные задачи.

Книга по теме «Как работает Google?» Э. Шмидт и Д. Розенберг